Коммунальное государственное учреждение "Школа-центр дополнительного…
КГУ "ШЦДО №51"

Изучаем казахский язык

Бұрын
раньше
Вопрос-ответ
Всего ответов: 28
Новых вопросов: 0

Создание условий для развития творческих способностей школьников

Дата: 2014-10-20 05:13:54

 

Замдиректора по УВР ОСШ № 51 Г.М. Кузгибекова

 

Создание условий для развития творческих способностей школьников

 

Проблема способностей – это проблема индивидуальных различий.

Если бы все люди обладали одинаковыми потенциальными возможностями для развития во всех направлениях и для занятия всеми видами деятельности, то не было бы смысла говорить о способностях.

         Когда говорят о способностях, то предполагают наличие тех или иных различий между людьми в этом отношении.

         Ни к чему не способных людей нет. Каждый человек к чему-нибудь оптимально способен – это одно из основных положений психологии, но способны люди к одному и тому же не в одинаковой степени.

         Каждый человек более способен к одним видам деятельности, и менее способен к другим. Если человек не имеет способностей в какой-нибудь области (музыке, хореографии, ИЗО, математики), это не означает его неполноценности или бездарности вообще. А что это означает? Это означает, что его способности лежат в других областях.

         Способности не врождённы, а развиваются в жизни и деятельности, но это не снимает необходимости выявлять и учитывать их.

         Всё сказанное касается и практики школьного обучения. Психологи единодушно стоят на той точке зрения, что все дети способны к обучению, что каждый нормальный и здоровый в психическом отношении школьник способен овладеть учебным материалом в пределах школьных программ.

         Обычные средние человеческие способности вполне достаточны, чтобы при хорошем руководстве и по хорошим книгам усвоить преподаваемые предметы в средней школе.

         Но из этого совсем не следует, что всех учеников можно обучить одинаково легко.

         Здесь совершенно неодинакова мера «вложения труда». При самой лучшей организации методики обучения один ученик будет успешнее продвигаться и развиваться в какой-нибудь одной области, чем в другой. А в одной и той же области одни ученики достигнут больших высот, чем другие. В этом смысле мы говорим о более и менее способных школьниках.

         Т. о. Школьники имеют разные возможности, но являются ли эти возможности постоянными и неизменными ?

         Способности не есть нечто раз и навсегда предопределённое, они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, в процессе деятельности.

         Поэтому мы говорим о необходимости формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть, как далеко может пойти это развитие

         Поэтому сегодня у нас пойдёт разговор о создании условий для развития творческих способностей школьников на уроке и во внеурочное время.

         Человечество всегда испытывало потребность в людях незаурядных, творческих, нестандартно мыслящих, способных на построение своего образа мира и себя в нём в слове, в музыке, живописи, в действии.

         Задача школы не только дать ученикам хорошие знания об окружающем мире, но и подготовить ребёнка к переносу этих знаний в новые условия, к использованию их в незнакомых, нестандартных ситуациях, т.е. к творческому их применению.

         Итак, основная задача современного образования – подготовка личности, способной к мыслетворчеству.

         Как уже отмечалось выше, развитие личности, а значит и его способностей происходит в процессе деятельности. Перед нами встаёт проблема: как организовать деятельность учащихся и деятельность учителя на уроке, чтобы у учащихся развивалось мышление и мышление творческое, способности и способности творческие.

         Рассмотрим типы деятельности, которые возможно организовать на уроке.

 

Типы деятельности

Методы работы при организации данного типа деятельности

1.     Воспроизводящий.

 

Например:

Вычислить значение выражения:

(8+4):2=

Репродуктивный (знание правил, законов, алгоритмов.)

2.     Реконструктивный.

 

Например:

Какое число закрывает окошечко?

(      + 4 ):2=6

При этом типе уже подключаются методы анализа, сравнения и т.п.

3.     Эвристический.

 

Например:

Найдите все пары чисел, которые при делении на 2 дадут число 6.

(      +        ):2=6

Метод проблемной ситуации, метод анализа, синтеза, сравнения.

4.     Творческий.

 

 

Например:

Составьте задачу решение, которой можно записать так:

(      +        ):2=8

На первое место выступают методы проблемной ситуации и метод синтеза (методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

 

Рассмотрим обычную бытовую ситуацию: ребёнок «разбирающий» игрушку, проводит своеобразный анализ, и в этом случае ему не составляет труда собрать её из частей, проводя при этом своеобразный синтез.

         Но если ребёнку дать части игрушки и попросить его собрать игрушку, которую доселе он не видел. Сколько возможностей имеет ребёнок сотворить что-то своё, совершенно новое и ощутить радость открытия?!

         Циолковский писал: «Сначала я делал открытия, известные всем, затем известные немногим и, наконец, никому не известные».

         Творчество (какое бы оно ни было – техническое, музыкальное, математическое) всегда означает созидание, синтез чего-то существенно нового; не может быть творчества там, где деятельность не носит прежде всего синтетического, конструктивного характера.