Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
Нұркен Әбдіров атындағы ЖББМ

Learning the Kazakh language

Сөздің басы қатты болса, аяғы тәтті болады.
Если начало беседы горькое, конец её будет сладким
Question answer
Всего ответов: 277
Новых вопросов: 6
АНАЛИЗ «О реализации инклюзивного образования за 2023-2024 учебный год» Коммунального государственного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени Нуркена Абдирова» Отдела образования города Караганды Управления образования Карагандинской области

В целях реализации инклюзивного образования и создания  образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями на начало 2023-2024 учебного года в соответствии с Приказом ГУ «Отдел образования города Караганды» в школе организована работа по открытию и функционированию инклюзивных классов.

На конец 2023-2024 учебного года в школе обучается 1068 учащихся, укомплектованы 47 классов из них 8 классов (17,4%) с инклюзивным образованием, в которых обучаются 13 учащихся (1,2%) – 6 учащихся (1-4 класс), 7 учащийся (5-8 класс).

Контингент учащихся с ООП в сравнении 2019-2024 уч.гг.:

Так же организовано обучение на дому для 2 учащихся 6 «Г», 7 «Г» классов.

Контингент обучающихся на дому учащихся:

В целях эффективной организации инклюзивного образования школой определены основные направления в данной работе:

1.Формирование состава  педагогов (рабочей группы) психолого-педагогического сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями – 41 педагога, 1 социальный педагог, 1 логопед-дефектолог (по совместительству), 1 педагог-психолог, 3 педагога-ассистента (2 по совместительству);

2.Формирование информационного банка данных об учащихся с особыми образовательными потребностями по школе (сформирован на 25 учащихся и вносится регулярно корректировка по факту движения из школы в школу и при выявлении или определении особых образовательных потребностей учащегося); ведется систематическое заполнение обновление НОБД – Национальная образовательная база данных

3.Функционирование Службы психолого-педагогического сопровождения (СППС) (осуществляется по отдельному плану) в состав входят 6 педагогов – 3 заместителя директора (УР, ВР), 1 социальный педагог, 1 педагог-психолог и 1 руководитель ШМО. В течение учебного года проводилась консультативная и право-разъяснительная работа с родителями, даны рекомендации по сопровождению детей, проведено планирование коррекционного сопровождения и консультирование в ПМПК.

4.Формирование нормативно-правовых актов в рамках инклюзивного образования – разработаны и утверждены локальные акты по реализации инклюзивного образования:

п/п

наименование локального акта

дата утверждения

1

Положение о службе психолого-педагогического сопровождения

01.09.2024 г.

2

Приказ КГУ «ОШ им.Н.Абдирова» «О создании психолого-педагогической службы»

01.09.2024 г.

3

Приказ КГУ «ОШ им.Н.Абдирова» «Об открытии и функционировании инклюзивных классов в 2023-2024 учебном году» 

01.09.2024 г.

4

План развития инклюзивного образования на 2023-2024 учебный год

01.09.2024 г.

5.Изучение нормативных актов, методических рекомендаций и инструктивных писем по организации внедрения инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Вопросы по инклюзивному образованию были рассмотрены:

п/п

мероприятие

рассмотренные вопросы

дата

1

Пед.совет школы

«Особенности инклюзивного образования в формате дистанционного обучения»

28.08.2024

2

Малый пед.совет

школы

Рассмотрение и утверждение адаптивных программ индивидуального социально-психолого-педагогического сопровождения  

В течении уч.года

3

Метод.час

Консультативно-разъяснительная работа специалистов и учителей-предметников, работающих с учащимися с ООП

В течении уч.года

4

 

Консул.час

Совместная консультативно-разъяснительная работа специалистов и учителей-предметников, работающих с учащимися с ООП, а так же родителей (по запросу или необходимости)

В течении уч.года

6.Участие педагогов школы в совещаниях, семинарах, практикумах, консультациях по внедрению инклюзивных практик в учебно-воспитательный процесс (в течение учебного года принимали участие в вебинарах, Workshop и семинарах городского и областного уровня).

7.Консультативно-просветительская деятельность по обучению и социально-психологическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями. Данная работа ведется в системе по факту выявления или обращения педагогов к специалистам и администрации школы.

8.Создание адаптивной среды в школе. Формирование толерантного отношения всех участников образовательного процесса.

9.Проведение правового всеобуча с учащимися школы - распространение идей о правах всех детей на качественное образование. В соответствии с Планом воспитательной работы в школе на 2023-2024 учебный  и одним из направлений по правовому всеобучу среди учащихся 1-11 классов школы 2 раза в месяц проводится правовой всеобуч, на котором рассматриваются вопросы получения качественного образования каждым школьникам в соответствии с Законом РК «Об образовании» и Законом РК «О правах ребенка»

10.Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями – осуществляется на основании разработанных и утвержденных адаптивных программ на каждого учащегося с ООП (отдельно). Проводится коррекционное воздействие специалистами школы (психолог, логопед-дефектолог) в соответствии с рекомендациями ПМПК.

11.Педагогическая диагностика (знания, умения, навыки). Социально-психологическая диагностика проводится по методике Евсеевой Н. и на основании индивидуального изучения знаний, умений и навыков учащегося по отдельным учебным дисциплинам. Полученный результат регистрируется в карте-наблюдения и или изучения ЗУН учащегося.

12.Организация сопровождения учебного процесса - на основании вышеизложенного анализа результатов исследования ЗУН, разрабатывается и утверждается индивидуальная программа СПС

В рамках создания специальных условий для получения образования обучающимися с особыми образовательными потребностями в школе используются инклюзивные практики (специальные образовательные  программы и методы обучения и воспитания, проводятся индивидуальные коррекционные занятия); для свободного доступа школа оборудована пандусом с двусторонними поручнями; организованы учителями –предметниками и специалистами дополнительные занятия, которые проводятся по субботам (по отдельному графику) и по согласованности с родителями учащихся.

Решая задачу повышения квалификации педагогов и специалистов, обеспечивающих процесс сопровождения учащихся в условиях инклюзивного образования, в школе организована индивидуально-консультативная работа с учителями-предметниками и классными руководителями. 62 (72%) педагогов школы имеют сертификаты по пройдённым курсам  по организации инклюзивного образования. В рамках самообразования и повышения профессиональной компетенции наши педагоги и специалисты принимали участие в вебинарах, семинарах, Workshop  по данному  направлению.

Курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию:

На начало учебного года были разработаны индивидуальные Программы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ООП. Разработка и реализация адаптированных образовательных программ предусматривала создание специальных образовательных маршрутов, которые применимы к конкретной категории каждого учащегося с ООП и в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Вывод:на основании вышеизложенного организацию инклюзивного образовательного процесса можно считать удовлетворительной. Педагогический коллектив на пути формирования высокой инклюзивной культуры, стремится к тому, чтобы ежедневная практика осуществления принципов инклюзивного образования стала обычной схемой поведения. Вопросу организации и реализации инклюзивного образования уделяется особое внимание. Каждый член педагогического коллектива вносит свой вклад в воспитание подрастающего поколения, как духовно-нравственной личности в каждом учащимся нашей школы, что позволит создать благополучный социально-психологический климат в школе для обучения и развития детей.

Пути решения:в течение 2023-2024 учебного года  в данном направлении необходимо продолжить работу – стремиться к повышению компетентности каждого педагога в направлении инклюзивного образования; способствовать формированию высокой инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса  (родители, дети, педагоги); сохранять  и расширять специальные условия для детей с особыми образовательными потребностями, а так же повысить уровень компетентности  педагогов через курсы повышения квалификации по внедрению инклюзивного образования в общеобразовательных школах.

 

Исп.: заместитель директора УР Евстегенеева Л.А.

Авторство: